Пользователь Medium Джаред Спул в своём блоге написал статью о том, что общего между работой UX-дизайнера и повара, и почему практика для разработчика настолько же важна, насколько она важна для спортсмена. публикует адаптированный перевод заметки .
Любой спортсмен понимает, насколько важно постоянно совершенствовать свои навыки. Для него тренировки — это часть работы. На них он практикуется — например, футболист раз за разом пробивает штрафные и отдаёт пасы, пловец оттачивает технику гребка. Чтобы не потерять свои позиции, спортсмен вынужден практиковаться.
Представитель любой профессии, как и атлеты, должен тренироваться. Конечно, практика у повара и UX-дизайнера проходит совсем не так, как у футболистов, но это не уменьшает её значимость.
Мелкие сторонние проекты — это не практика, а работа
Спул отмечает, что тренировки обычно не похожи на реальную трудовую практику.
Большинство моих знакомых дизайнеров, которых я спросил, практикуются ли они в свободное от работы время, ответили: «Конечно. Я веду несколько неоплачиваемых проектов для друзей или некоммерческих организаций».
Разработка дизайна сервисов, не имеющих отношения к основной работе — это хорошее занятие. Оно позволяет отвлечься и по-новому взглянуть на то, что сделано или надо сделать. Но сторонние проекты не являются практикой как таковой. Потому что акцент в их разработке ставится на достижение конкретного результата, а не на совершенствование техники.
Спул приводит конкретный пример: когда врач-хирург практикуется в наложении швов, он не делает это на живом человеке. Кроме того, его не интересуют остальные процедуры, которые он бы проделал, оперируя пациента. Врача заботит лишь то, насколько ровным и чистым получился шов.
Наращивайте мышечную память
Коммерческие пилоты совершают аварийный посадки с помощью специальных тренажеров. Профессиональные повара нарезают мясо, лук, овощи, чтобы довести эти действия до автоматизма. Именно это, говорит Джаред Спул, и является тренировкой мышечной памяти.
Когда человек делает что-то новое, некоторое время у него занимает осознание того, как он должен действовать. Когда тело повторяет одни и те же движения снова и снова, формируются бессознательные мышечные реакции.
Построение мышечной памяти — это не творческий процесс. Допустим, вы практикуетесь в рисовании эскизов. Раз за разом повторяете один и тот же набросок. Возможно, рисунок даже не становится качественнее — не важно, основная цель занятия не в этом. Вы тренируетесь, чтобы пальцы запомнили, что они должны делать.
Практикуйтесь в решении проблем
Спул рассказывает о том, как несколько лет назад он работал над учебным сайтом для врачей. На нём должны были быть представлены тематические исследования, описывающие проблему каждого конкретного пациента, истории болезни, демографическая статистика и симптомы болезней. С помощью ресурса сотрудники больницы могли заказать тесты в лаборатории, проанализировать результаты, поставить диагноз и предложить методику лечения.
Сайт должен был помочь врачам улучшить их работу. Он позволял отследить, где сотрудник упустил важные детали истории болезни или лабораторных исследований, и какое лечение было бы наиболее эффективным. Таким образом врачи совершенствовали свои навыки, узнавая, как лучше решать возникающие проблемы.
Нахождение путей разрешения задач не похоже на развитие мышечной памяти. Но мы по-прежнему должны быть сосредоточены не на результате, а на процессе. Рассматривая отдельные проблемы, мы учимся искать выходы из ситуации, строить гипотезы и предлагать дальнейшие действия. Однако сами решения являются вторичными по отношению к тому, как мы их достигаем.
Натан Кёртис, автор книги «Modular Web-Design», предлагает специальную методику, позволяющую научиться определять, какие решения могут быть использованы повторно. Он предлагает распечатать исходный код какого-нибудь крупного сайта, и, вооружившись маркерами и ножницами, вырезать все части текста, которые могут пригодиться при разработке других проектов. Получится некое подобие библиотеки.
Спул рекомендует попробовать проделать это всей командой, а потом сравнить результаты. Тогда каждый сможет увидеть, как другие подходят к решению тех же задач, и научиться чему-то новому. Обсуждение того, что получилось, также принесёт большую пользу и поможет закреплению навыка.
Исследуйте свою область
Некоторые музыканты практикуются таким образом: они исследуют музыкальные инструмент, играя на нём случайную музыку. Слушают, что получится, если воспроизвести определённую последовательность нот. Этот же принцип можно применить и в UX-дизайне.
Дизайнер тоже может заниматься исследованием своей работы. Например, брать отдельные элементы интерфейса и менять их внешний вид, наблюдая, как меняется весь проект. Или экспериментировать с оформлением: попробовать, что выйдет, если изменить цвета и расположение объектов, полностью переработать стиль.
Перечисленные три подхода — это ещё не всё
Существует множество способов улучшать свою технику, объясняет Джаред Спул. Наращивание мышечной памяти, тренировка процесса принятия решений и исследование собственной области — эти методы не охватывают весь спектр того, чем занимается UX-дизайнер.
Какой бы подход ни был выбран, самое важное в практике — это повторение. Ориентация на процесс, а не на результат. Разработка сторонних проектов не может обеспечить дизайнеру такие условия:
Вы ведь не подойдётё к заказчику и не спросите, нельзя ли переделать всё заново. К тому же, вы не можете сосредоточиться на процессе, забыв о поставленной цели и ничего не делая для достижения результата.
Многие крупные компании (например, Google) выделяют своим сотрудникам несколько часов в неделю на тренировки. В это время никто не занимается текущими проектами — все практикуются, оттачивая свои навыки.
Главное — частота
Попробовать попрактиковаться один раз — это хорошее начало, но ощутимых результатов оно не принесёт. Необходимо упражняться регулярно, чтобы практика начала давать какие-то плоды. Менеджерам и руководителям команд стоит позволить сотрудникам хотя бы раз в неделю работать над улучшением процесса, а не над достижением цели — и через некоторое время квалификация их подчиненных заметно вырастет.