Последние месяцы приложение для заказа такси Uber появляется в новостях слишком часто — обычно это связано с запретом деятельности в очередной стране или со скандалом, учинённым водителями или кем-то из руководства .
вспоминает все громкие инфоповоды, связанные с Uber, чтобы проследить, как атаки таксопарков и запреты чиновников влияют на бизнес компании.
Чем быстрее Uber растёт, тем больше препятствий появляется у него на пути: 8 декабря в Индии запретили все сервисы по вызову такси через смартфон — после того, как одного из водителей Uber обвинили в изнасиловании пассажирки. Запрет может привести к вытеснению Uber со второго по величине рынка компании (после США). Правительство наложило вето на все сервисы, работающие по модели Uber — по крайней мере, до тех пор, пока они не зарегистрируются в департаменте по транспорту.
1 декабря Uber запретили в Таиланде — и снова вместе с остальными транспортными операторами, которые позволяют водителям использовать личные автомобили для перевозки клиентов. 9 декабря испанский суд временно приостановил деятельность Uber в стране после серии протестов со стороны таксопарков: водители традиционных такси считают, что у водителей Uber нет необходимых лицензий, кроме того, они заметно снижают цены, что якобы ведёт к нечестной конкуренции.
Uber сталкивается с трудностями даже у себя дома — окружные прокуроры Сан-Франциско и Лос-Анджелеса пытаются засудить его за «введение пользователей в заблуждение» и говорят, что планируют наложить бессрочный судебный запрет на деятельность компании до тех пор, пока она не приведёт свои дела в соответствии с законом. Uber в ответ заявляет, что является «неотъемлемой, безопасной и укоренившейся частью транспортной системы Калифорнии» и продолжит вести дискуссию с властями.
Недоброжелательная реакция чиновников и таксистов со всего мира ставит Uber перед самым большим барьером за всю пятилетнюю историю существования компании, и под угрозой оказываются все её глобальные амбиции. Тем не менее, 4 декабря Uber объявил о привлечении рекордного раунда инвестиций размером $1,2 млрд при оценке в $41,2 млрд, что олицетворяет собой веру ведущих мировых инвесторов на то, что калифорнийская компания сумеет преодолеть все сложности и добиться нормальной работы сервиса в десятках городов по всему миру.
Однако прямо сейчас деятельность Uber запрещена или приостановлена более чем в 10 странах.
Барселона
Суд временно приостановил деятельность Uber в Испании, обвинив компанию в недобросовестной конкуренции с авторизованными таксистами, которые платят десятки тысяч евро и получают специальные разрешения, чтобы иметь возможность пользоваться своей лицензией.
Индия
В Индии запретили Uber и все сервисы, работающие по схожей модели — из-за того, что одного из водителей обвинили в изнасиловании пассажирки. Несколько дней спустя руководство сервиса выпустило официальное извинение и предложила план по повышению безопасности, состоящий из четырёх шагов.
Таиланд
Чиновники заявили, что используемые компанией транспортные средства не зарегистрированы в качестве такси, у водителей нет лицензий, стоимость поездки не соответствует закреплённым нормам, а оплата исключительно картой «дискриминирует» пассажиров, у которых есть только наличные средства.
Амстердам
Голландский суд запретил сервис UberPOP, который объединяет пассажиров и водителей, у которых появилось желание кого-то подвезти. Премиальные сервисы UberBlack и UberLux под запрет не попали. В Амстердаме размещается штаб-квартира европейского Uber.
Париж
Зимой 2014 года местные таксисты напали на автомобиль Uber — разбили стекла и пробили колёса. Французский суд позже объявил сервис вне закона, запретил его деятельность и выписал штраф в 100 тысяч евро за то, что Uber якобы неверно доносил до потребителей суть услуги. Uber ответил лишь расширением сервиса. Французы вслед за этим запретили водителям использовать карты через приложение и заставили их регулярно возвращаться в таксопарк между поездками — шофёры Uber вынуждены пережидать между поездками дополнительные 15 минут.
Франкфурт
С Uber активно сражаются немецкие таксисты: в один момент немецкий суд даже запретил UberPOP по обвинению в недобросовестной конкуренции, однако сервису удалось возобновить легальную деятельность.
Брюссель
В Брюсселе Uber также запрещён — водители рискуют попасть под штраф в $13 500.
Дублин
В Дублине Uber действует беспрепятственно, но водители сервиса не могут использовать полосы общественного транспорта, как другие таксисты.
Лондон
Департамент по транспорту, в целом, одобряет политику Uber, но водители традиционных такси устраивают протесты и, по слухам, иногда платят частным детективам, чтобы те притворялись пассажирами Uber и собирали доказательства для предстоящих судов о недобросовестной конкуренции. Кроме того, на этой неделе один пассажир признался, что лондонский водитель Uber предложил ему поехать на свингерскую вечеринку.
Стокгольм
Водители ожидают от властей разрешения на то, чтобы вести деятельность без использования счётчика.
Сеул
Правительство корейской столицы собирается запретить Uber и создать собственное приложение с такой же моделью.
Торонто
В Канаде чиновники утверждают, что водители Uber работают без необходимой лицензии. Тем не менее, суд всё ещё не вынес постановление о запрете.
Австралия
В некоторых штатах приложения по модели Uber запрещены и признаны небезопасными. Водители UberX подвергаются штрафам.
Богота, Вьетнам и Рио-де-Жанейро
Деятельность Uber под запретом. Причина: у водителей нет необходимых лицензий.
Россия
Депутат Госдумы Александр Старовойтов в сентябре 2014 года предложил запретить Uber, который он посчитал «реальной угрозой, нависшей над рынком такси». Дальше этого заявления дело не пошло, Uber на данный момент действует в Москве и Санкт-Петербурге.
После нескольких месяцев атак со стороны таксопарков, прессы и даже правительств целых стран, вице-президент Эмиль Майкл нанёс ответный медийный удар, заявив, что Uber следует потратить миллион долларов на поиск компромата на критикующих сервис журналистов. После этого репортёры BuzzFeed выяснили, что сотрудники Uber используют инструмент God View, чтобы следить за конкретными клиентами, что также повлекло за собой бурное обсуждение в прессе.
Самые заметные случаи, когда Uber или его представители заставляли журналистов и общественность возмущаться:
Uber вернул пассажирам средства после новогоднего повышения цен
Uber впервые ввёл механизм повышения цен в моменты высокой загрузки прямо в новогоднюю ночь 2012 года. Из-за негативной реакции пассажиров (стоимость некоторых поездок тогда превышала $100), компания возместила некоторым из них стоимость поездки. Компания готова быть непоследовательной в модели ценообразования, лишь бы успокоить разгневанных клиентов.
Uber и ураган
В 2012 году на Нью-Йорк обрушился ураган Сэнди, из-за чего на несколько дней закрылось метро, и спрос на такси и сервисы совместных поездок сильно возрос. Uber увеличил цены в два раза, чтобы заставить водителей выйти на дороги, но затем откатил их обратно после взрывного гнева прессы — всё выглядело так, будто Uber пытается использовать стихийное бедствие для собственной выгоды.
Uber и попытки саботировать конкурента Lyft
Противостояние Uber и Lyft кажется бесконечным — Uber выдавал сотрудникам телефоны и кредитки, чтобы те могли создавать и отменять заказы Lyft, подрывая тем самым работу компании. Они пользовались временным замешательством, чтобы переманить водителей Lyft.
Основатель и гендиректор Uber Трэвис Каланик открыто признался Vanity Fair, что компания пыталась переманить у Lyft и инвесторов.
Водители Uber и конфликты с пассажирами
Водитель UberX Патрик Каража ударил пассажира Роберта Чикаса молотком по голове. Этот случай инициировал обсуждение о надёжности Uber и их системы работы с несколькими независимыми автопарками-подрядчиками, и о том, кто несёт конечную ответственность за подобные ситуации.
Женщина из Лос-Анджелеса рассказала, что водитель UberX якобы пытался похитить её, ради чего сделал крюк в 20 миль. Похититель, впрочем, позже доставил её домой, а Uber принёс извинения за «нерациональный маршрут» и частично возместил сумму поездки.
Uber и ответственность за убийство
Водитель Uber в Сан-Франциско сбил семью, переходившую дорогу по пешеходному переходу, в результате чего погибла шестилетняя девочка. Uber отказался нести ответственность за происшествие, утверждая, что водитель был не на рейсе. Критики утверждают, что вина Uber заключается в том, что приложение постоянно отвлекает водителей сигналами. Позже Uber уступил и обеспечил водителям страховку и между рейсами.
Несмотря на многочисленные запреты и множество негативных публикаций, Uber продолжает свой рост. Согласно данным Crunchbase, компания привлекла $2,7 млрд в семи раундах от 36 инвесторов. Оценка рыночной стоимости компании достигает $41,2 млрд.
Большой капитал способен помочь Uber нанять множество сотрудников в разных странах и привлечь новых водителей и пассажиров, но расположение властей и конкурентов купить вряд ли возможно. Впрочем, Uber умудряется использовать гнев толпы в свою пользу: к примеру, в день протеста лондонских таксистов против Uber, когда те вышли на марш и заблокировали несколько улиц, сервис зарегистрировал рост числа регистраций на 850% — ведь у людей не было иного выбора, когда остальные таксисты принялись бастовать.
В течение недели, отмеченной заявлениями руководства компании о поисках компромата на журналистов, Uber зафиксировал «небольшой провал» в росте — он замедлился на 3,6% на фоне конфликта с прессой.
Тем не менее, еженедельный рост продаж составил 209% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В США Uber является безоговорочным лидером, занимая более 80% рынка:
Чтобы противодействовать негативным пиар-поводам, компания регулярно предоставляет общественности позитивную почву для обсуджедня: начиная от доставки мороженого и заканчивая партнёрством со Spotify. Последняя заметная акция — интеграция в Нью-Йорке со стриминговым сервисом iHeartRadio, которая позволит пассажирам выиграть билеты на концерт с Тейлор Свифт, Maroon 5, Фареллом и другими известными исполнителями.
Аллен Адамсон, эксперт по развитию бренда, утверждает в материале Mashable, что такие небольшие акции, в особенности связанные с музыкой, представляются хорошей стратегией для Uber — так как компания растёт очень быстро, она неизбежно будет сталкиваться с проблемами в обслуживании клиентов. Другие компании пытаются потеснить Uber, и сервису нужно понять, как вырваться вперёд, помимо того, чтобы просто посылать автомобили в нужное место и в нужное время. Этим занимается множество компаний, и очень умным шагом было бы сделать пользовательский опыт немного другим.
Uber нужно вести себя крайне осторожно и убедиться, что левая рука знает, чем занимается правая. Когда компании попадают в самый центр развивающегося конфликта, они часто затихают и приостанавливают всяческие акции. Они не хотят показаться беззаботными, как бы говоря: «Забудь, что о нас пишут в газетах, вот, послушай лучше классную музыку».
— Аллен Адамсон