В редакцию поступило анонимное письмо от участника рынка, который поднимает вопрос о том, как связана PR-активность компании и её реальные успехи — помогают ли сотни публикаций нарастить выручку и работает ли политика «замалчивания».
#самизнаетекакиекнопки
Есть компании, про которые мы знаем бесконечно много. Кто инвесторы, чем любит завтракать основатель, на какой машине ездит топ-менеджмент, какие книги и бизнес-курсы рекомендуют основатели, и так далее.
Есть компании, которые самопиаром не занимаются, в конкурсах стартаперской удали не участвуют, а только тихо и спокойно работают. Существует ли взаимосвязь между реальными показателями бизнеса и количеством общедоступной информации о нем? Попробуем выяснить.
Оптимальный кейс
Бизнес и PR находятся в гармонии. Показатели растут, бизнес укрепляется и выходит на международные рынки, бренд заявляет о себе, и обсуждений компании в публичном поле со временем становится все больше и больше. Все продвигается логично и постепенно, без рывков, скачков и скандалов.
Под каждый новый запуск — волна пиара, в отсутствие новостей компании практически не видно, кроме иконки приложения на экране вашего айфона. Возникает вопрос — можно ли перепиарить такой бизнес? СМИ будут только рады упоминать компанию в своих заметках, а пиарщик сможет отчитываться более весомыми цифрами публикаций. Но нужно ли это? Когда вас становится слишком много, это тоже может сыграть злую шутку. Лучше соблюдать золотую середину.
Примеры: «Яндекс», Aviasales и другие.
Есть и крайности.
Крайность №1
Про продукт (со слов основателя) мы знаем совершенно все. Уникальная технология! Охват в сотни миллионов! Будущая миллиардная выручка! Сорок статуэток лучших стартап-конкурсов страны за последние десять лет! Сэлфи с первыми лицами страны! Первая, вторая, третья книга про то, как найти себя в бизнесе! При этом бизнеса в проекте, как ни крути, нет совсем.
Основатели таких стартапов, судя по всему, просто любят заниматься самопиаром больше, чем чем-либо другим. Хороший пиарщик не равно хороший основатель компании. Компетенций для построения бизнеса нужно куда больше. И телевизионные интервью являются для большинства основателей всемирно известных стартапов скорее неприятным следствием, а не первопричиной, по которой они основали компанию.
Обычно про подобные проекты на рынке ходит много слухов, и никто явно не понимает, чем они занимаются. Но задать неудобный вопрос люди побаиваются — вдруг подумают, что не в теме, да и харизматика-основателя обижать не хочется. Как правило, такие проекты болтаются на рынке по 3-5 лет без особых структурных изменений (кроме количества статуэток с конкурсов в кабинете у фаундера), и про них всем все прекрасно известно — инвесторам особенно.
Примеры: MyApps, «Бизнес Молодость», Workle, «Соседи» и другие.
Крайность №2
Полная тишина на PR-фронте. «Мы клевые, у нас толпы клиентов, кучи денег, но про нас никто не знает». Это самый интересный случай — журналисты любят раскапывать жемчужины в кучах стартапов и охотно этим занимаются, поэтому проблема PR для таких компаний со временем сходит на нет.
Стратегия замалчивания о своих успехах, с одной стороны, похвальна. Лучше умолчать о реальных успехах, чем трубить направо и налево про дутые победы. Скромность украшает человека, но не компанию. Сколько потенциальных партнеров, клиентов и инвесторов они теряют? Опять же, инвестиции на развитие привлечь проще, когда помимо хорошей аудированной отчетности есть несколько пуликаций в топовой прессе. Необходим баланс.
Примеры: CityAds, Choister, SeoPult и другие.
Вывод
В октябре 2013 года Герман Каплун рассказал про портфельную компанию: «По нашему опыту, это действительно было так в 90% случаев. У нас есть проект Wanelo, лидер на рынке социального шоппинга, PR фантастический. Наверное, все наши портфельные компании имеют столько же западной прессы, как она одна. Даже возможно, что все русские проекты имеют совокупно сравнимую западную прессу, учитывая публикации в Bloomberg, Forbes, CBS, GLAMOUR и еще куче всего столь же имиджевого. При этом, многие компании существенно больше ее по цифрам, а возможно и по темпам роста. Да, конечно, Wanelo оценили в 100 млн еще год назад, это супер-бренд, СЕО не вылезает из деловых и гламурных журналов, все хорошо, мы входили по сильно меньшей цене, они очень сильно выросли, но мне, как мужчине, это странно. Минимум половину времени она тратит на PR».
Так выпьем же за то, чтобы каждый стартап, тратящий 50% времени на PR или продажи, или допиливание продукта до совершенства, понимали, зачем они это делают и как это сказывается на их бизнесе.