Владислав Солодкий, управляющий партнер фонда Life.SREDA, на фоне слухов о грядущем IPO платёжной системы Square Джека Дорси написал для AD колонку о состоянии мобильных платежей на азиатских рынках, чтобы понять, могут ли местные компании противопоставить что-нибудь потенциальному американскому конкуренту — третьей по капитализации финтех-компании в мире.
Компания Square уже настолько велика и известна, что к ней применима фраза «too big to fail» — все понимают, что она либо выйдет на IPO, либо будет поглощена более крупным игроком.
Несмотря на то, что я сам являюсь инвестором в mPOS-эквайринговые компании (Life.SREDA VC — инвестор в SumUp и LifePay), я еще как клиент не сталкивался с пластиковыми ридерами типа Square ни в Москве, ни в Сингапуре, Гонконге, Сеуле, Куала-Лумпуре, Ханое, хотя в США сталкивался со Square достаточно регулярно.
Так что же местные игроки могут противопоставить этому гиганту, который рано или поздно придет на рынок Азии? Впрочем, формально он уже пришел — Square присутствует в Японии (хотя такого успеха, как в США, не получил), а среди его акционеров есть Singapore Government Investment Corporation.
Почти за два месяца с момента переезда из Москвы в Сингапур, я встретился практически со всеми местными mPOS-игроками. Не могу раскрывать цифр и технологий, составляющих коммерческую тайну, но могу поделиться своим наблюдением, что Square стоило бы перед своим IPO поглотить местных последователей, иначе потом (особенно, если они объединятся с игроком уровня AliPay) ему на азиатском рынке будет нечего делать. Особенно я бы выделил индийский Ezetap и малазийский SoftSpace.
Проекту Ezetap принадлежит сейчас практически 80% рынка mPOS в Индии. Уникально, что компания не покупает чужие ридеры, а имеет собственное производство и сертификацию (как SumUp). У Ezetap очень харизматичный и яркий лидер во главе — Абхиджит Бозе, выпускник Гарварда, бывший сотрудник Intuit.
Большинство индийцев в его команде в Бангалоре также приехали из Кремниевой долины, где по нескольку лет проработали в PayPal, Intel и так далее. Среди акционеров — American Express. Очень интересные модели монетизации: увидел первый проект в мире, который не берет с клиента денег за эквайринг (оставляя только чистую комиссию банка-партнера). Проект зарабатывает на продаже ридеров, но основной доход — плата за подписку на мобильное приложение (bravo!).
Как хороший визионер, Абхиджит не останавливается на приеме карт к оплате и развивает экосистему новых сервисов вокруг mPOS. На руку развитию сервиса то, что в Индии бум mcommerce, а большинство покупок происходят по модели cash-on-delivery, что стимулирует онлайн-магазины оснащать курьеров ридерами по приему карт.
У малазийского SoftSpace — самая фанатичная команда инженеров во главе с Чью Сун Чанг, которая стремится превратить в средство платежа все предметы вокруг. Из Малайзии они уже пришли в семь стран и агрессивно настроены на остальные. Из всех известных мне проектов — это самая lean-команда — ей потребовалось в разы меньше инвестиций, чем всем остальным, чтобы достичь своих результатов.
Основной партнер компании, понятное дело, Maybank. Проект максимальное количество времени уделяет работе с банками-партнерами, через которые продает свои услуги, а также крупным корпоративным клиентам (TESCO delivery, крупнейшие таксопарки, Air Asia, JetStar, Sakae Sushi и так далее).
Много необычных кастомизированных платежных решений — для логистических компаний и заправок, торговых центров, метро. Они единственные (вместе с iZettle), кто делает платежи облачными — отделяя шифрование на ридере от шифрования в облаке, что позволяет работать с любым оборудованием и не зависеть от смены банка. В целом, компания похожа на «платежный Google» — так как максимум внимания уделяет созданию открытых кодов, что позволяет вовлекать внешних разработчиков и компании, и минимальной марже, что сказывается на скорости распространения.
Зарегистрированная в Сингапуре вьетнамская компания SoftPay (глава — Кристофер Лоу) является стартапом, отпочковавшимся от интернет-холдинга PeaceSoft (сооснователь — Нгуен Хыу Туат), который уже представлен активно в области ecommerce, онлайн-кошельков и онлайн-эквайринга, логистики, а среди партнеров и акционеров есть eBay, PayPal, SoftBank, MOL. Сервис интегрирован с двумя банками-партнерами — VietinBank и Sacombank — вторым и четвёртым игроками на рынке. Хотят выйти на другие рынки.
Интересно будущее mPOS-эквайринга на Филиппинах. Metro-Pacific Investment Corporation (филиппинская дочка гонконгской компании First Pacific, создана индонезийским миллиардером Энтони Салимом), владеет крупнейшим на Филиппинах (и одним из крупнейших в мире) сотовым оператором PLDTSmart. Недавно компания приняла решение объединить платежные сервисы всех своих бизнесов в один. Они создали совместное предприятие с немецким Rocket Internet (в которых они инвестировали 330 млн евро). В СП MPIC внесла электронный кошелек SMART eMoney (аналог PayPal на Филиппинах), а Rocket Internet — свои компании Paymill (аналог Stripe) и Payleven (аналог Square).
Впечатляют результаты сингапурской компании GoSwiff (глава — Симоне Рануччи Брандимарте) с французскими акционерами и французским менеджментом. Они работают с самым большим количеством банков и сотовых операторов в регионе — больше, чем все перечисленные компании вместе взятые! Единственный минус: GoSwiff работает по модели white-label (то есть финальные клиенты не контактируют с их брендом, отсюда минимальное знание компании среди обычных клиентов). Однако такой подход позволяет компании иметь самую высокую скорость подключения новых партнеров и стран, но и самую высокую зависимость от партнеров.
Я бы еще раз подчеркнул, что преимуществами местных игроков являются:
- Высокая степень локализации продукта под особенности каждой страны.
- Две из перечисленных выше компаний — операционно прибыльные. Square долго вызывал критику экспертов за свои убытки. И сам mPOS-эквайринг, в принципе, очень низкомаржинальный бизнес.
- Если компании догадаются объединиться, то они станут второй после Square компанией по обороту, но на рынке, который по своим размерам значительно превосходит американский.
- Собственное производство ридеров позволяет не зависеть от производителей и сертификации, а также иметь дополнительный поток прибыли.
Самым умным со стороны Square было бы поглотить азиатских игроков через обмен акциями — тогда компания могла бы перед IPO порадовать инвесторов международной экспансией, ростом оборотов и прибыли. Самое умное со стороны стартапов было бы объединиться, но самостоятельно идти на IPO или создать стратегическое партнерство с игроками уровня AliPay. AliPay сейчас готов купить или проинвестировать в fintech все подряд за пределами Китая. Но им интересны только большие компании.
Я считаю, что такая новая глобальная объединенная компания сама бы смогла выйти на IPO и быть успешной. Позволить это может наращивание экосистемы комплементарных продуктов вокруг mPOS (который позволяет компаниям максимально быстро и дешево наращивать клиентские базы, как среди мерчантов, так и среди финальных клиентов).
Это может быть SME- и POS- кредитование (на базе big data), предзаказ, интернет-банки для МСБ и мобильные кошельки для ритейл-клиентов. Наиболее быстрым и перспективным проектом являются кассовые решения, сделанные на базе планшетных устройств, и системы управления точками продаж (это уже решения из области «интернета вещей»).
Также, интересно, какую позицию займут банки уровня DBS (капитализация Square сейчас уже почти 15-20% этого банка), OCBC и UOB — будут ли они, как и Maybank, диверсифицировать свой продуктовый ряд, или будут видеть в fintech-стартапах назойливых конкурентов? Что скажет Singtel в ответ на активность PLDTSmart? mPOS-стартапы хороши тем, что они позволяют владеть большой и разношерстной клиентской базой, на которой потом можно быстро и дешево предлагать клиентам новые услуги. Зачастую еще и в новых странах.