В преддверии отпускного сезона AD узнал у генерального представителя Delta Air Lines в России и СНГ Леонида Тарасова, как вести себя при возникновении наиболее частых проблем путешественников — отмене или задержке рейса, потере багажа, а также о том, можно ли уже не отключать на борту мобильники и когда во всех самолетах появится бесплатный Wi-Fi.
Материал написан при поддержке Delta Air Lines — одной из крупнейших в мире авиакомпаний, которая помогает добраться в нужное место более чем 160 миллионам пассажиров в год, обладая широкой маршрутной сетью по всему миру.
Предположим, у вас сильно задержали или отменили рейс, а вы в другой стране. К кому обращаться? К своей авиакомпании, к сотрудникам аэропорта?
Здесь важна причина задержки или отмены рейса. Если рейс отменен или задержан из-за погодных условий, или, например, не расчищена взлетно-посадочная полоса, тогда это ответственность аэропорта, и он дает такое распоряжение.
Если же это происходит из-за каких-либо технических проблем судна, тогда эти вопросы решает авиакомпания. Но в любом случае, какой бы причина ни была, авиакомпания должна информировать пассажиров о задержке рейсов. В Delta Air Lines мы всегда стараемся собирать заранее контакты пассажиров, поэтому сразу же предупреждаем людей и по email, и по телефону о том, что рейс откладывается, а также предлагаем возможные варианты стыковок и другие опции.
Так что при отмене или задержке рейса — не важно, кто принял такое решение, бывают различные на то причины, важно, кто реагирует — реагирует всегда авиакомпания. И чем оперативнее, тем лучше для пассажиров.
А если у меня был стыковочный рейс, и один из рейсов отменили — что делать, чтобы таки добраться до конечного пункта?
Конечно, с подобными вопросами нужно обращаться к авиакомпаниям, но все зависит от того, выполняет стыковочный рейс один и тот же перевозчик или разные.
С одним перевозчиком все достаточно просто — если весь перелет осуществляет, например, авиакомпания Delta, то она и несет всю ответственность.
Если задействованы другие авиакомпании, то возникает несколько вариантов решения проблемы, исходя из типов билетов. В случае, если перелет оформлен единым билетом, то это зона ответственности авиакомпании, осуществляющей первый перелет.
Если билетов несколько, то придется решать вопрос с каждым перевозчиком индивидуально, так как пассажир покупает две разные услуги, которые никак между собой не соотносятся. Условно говоря, вы купили в одной компании кузов, а в другой — двигатель, а стыкуете это все как сумеете, так и здесь.
Если билеты, состыкованные вручную, были куплены напрямую у авиакомпаний, тут все более-менее понятно — можно вернуть билет или обменять. А если билеты куплены через сайты-агрегаторы, что делать? Могут ли мне помочь региональные представительства авиакомпаний?
В данном случае, к сожалению, региональные представительства авиакомпаний могут лишь сообщить название агентства, выпустившего билет пассажира, остальная информация о действиях в случае возврата должна находиться на соответствующем сайте-агрегаторе.
Если у меня при перелете длительная стыковка и нет возможности выйти в город, чем можно занять себя в аэропорту?
В этом вопросе выбор авиакомпании не играет большой роли. Здесь многое зависит от самого аэропорта и от класса билета. Так, для пассажиров бизнес-класса в каждом аэропорту есть специальные зоны, включающие зал отдыха, где можно поспать, принять душ и перекусить.
Кроме того, многие бизнес-залы в аэропортах предполагают пространства, где созданы все необходимые условия для работы, есть выход в интернет.
При желании, пассажир, летящий эконом-классом, также может получить доступ в зоны отдыха за дополнительную плату. Для путешествующих с маленькими детьми практически в каждом аэропорту есть комната матери и ребенка, за пребывание в которой плата не взимается. Остальные развлечения может предложить инфраструктура отдельного аэропорта — это и шопинг, и рестораны.
Потерялся багаж — что делать и куда обращаться? Можно ли рассчитывать на компенсацию? Что делать, если вы взяли чужой чемодан?
При потере багажа нужно обращаться к представителю перевозившей авиакомпании и к сотруднику отдела розыска багажа Lost & Found, который есть практически в каждом международном аэропорту. Необходимо заполнить заявку, описав основные приметы багажа, оставить свои контактные данные, а также передать сотрудникам талон на багаж, который обычно клеится на посадочный талон (Boarding Pass). После обнаружения багаж отправляется на указанный в заявке адрес.
Если багаж не находится в течение 21 дня, он считается утерянным. В этом случае авиакомпания выплачивает компенсацию, которая рассчитывается по нормам в соответствии с Монреальской и Варшавской конвенциями. На международных рейсах размер компенсации ограничивается пределом $1787 за каждое место багажа. В то время как на внутренних рейсах США лимит компенсации составляет $3400. Такие нормы применяются, если пассажир не декларировал повышенную ценность багажа при регистрации.
Кроме того, всегда можно застраховать багаж — это выбор каждого пассажира. Страховка покроет любые риски.
Если пассажир по ошибке забрал чужой багаж, нужно также обратиться в Lost & Found, объяснить ситуацию и вернуть багаж. Подобная ситуация никаких штрафных санкций не предполагает.
Сейчас многие путешественники обматывают свой багаж в аэропорту. Есть ли смысл это делать?
Если говорить о путешествии в США с пересадкой или обратном полете из США, то обматывать чемодан точно не нужно. Дело в том, что багаж проходит через TSA (Transportation Security Administration), у которых есть ключи от всех замков, и они имеют право открывать любой чемодан или сумку. Если при сканировании багажа программа обнаруживает что-то, что подлежит досмотру, то этот чемодан, независимо от того, замотан он или нет, стоит на кодовом замке или на каком-либо другом, вскрывается для проверки.
Если мне нужно отправить самолетом несовершеннолетнего ребенка, но взрослые полететь не могут, может ли авиакомпания предоставить услугу «сопровождение»?
Авиакомпании, включая Delta Air Lines, предоставляют такую услугу, она у всех авиакомпаний платная. Однако при предоставлении подобной услуги должен быть соблюден ряд условий, например, возраст ребенка: на рейсах без пересадки разрешается сопровождать ребенка от 5 лет, на стыковочных рейсах — от 8 лет.
Родители на регистрации передают ребенка сотруднику авиакомпании, который, в свою очередь, перепоручает ребенка старшей стюардессе. На борту ребенку уделяется особое внимание со стороны экипажа — бортпроводники проводят на место, пристегнут ремнем безопасности, уложат вещи, проследят за тем, чтобы ребенок был сыт и доволен.
Далее маленького пассажира встречает в порту представитель по месту прилета. Если это стыковочный рейс, сопровождает на следующий рейс. Если же это конечный пункт, то сотрудник провожает ребенка через таможенный пункт и передает встречающему лицу, указанному в заявке, который должен иметь при себе действительный документ, удостоверяющий личность, с фотографией.
Какие есть бесплатные услуги на борту, о которых знают не все пассажиры (дополнительные развлечения, заказ различной кухни и так далее) Что нужно заранее заказывать, а что можно попросить на борту?
Если у пассажира есть особые требования к питанию, то бесплатно можно заказать еду по специальному меню (кошерное, вегетарианское, детское, диабетическое и прочее). Но подобную услугу стоит запрашивать заранее — не позднее 24 часов до вылета или при бронировании билетов. Также заранее и бесплатно можно заказать люльки для младенцев или кресла-каталки для инвалидов.
Непосредственно на борту для детей в качестве развлечения можно попросить у бортпроводников отдельные наборы с фломастерами, раскрасками и другими предметами.
Где готовят еду для авиаперелетов? Почему на рейсах одной авиакомпании при перелете туда и обратно может быть совершенно разное питание?
Бортовое питание зависит от политики, принятой в авиакомпании, а также аэропорта вылета и продолжительности полета. Как правило, на дальнемагистральных международных перелетах авиакомпании стремятся адаптировать предлагаемое меню к национальной кухне аэропорта вылета, в то время как на внутренних маршрутах меню максимально унифицировано. На непродолжительных маршрутах обычно применяется «return catering», когда бортпитание загружается в наиболее крупном аэропорте маршрута на перелет туда и обратно.
В каких странах уже можно не отключать электронные приборы на борту? А там, где все же просят отключить, можно ли в качестве компромисса поставить авиарежим?
На рейсах Delta Air Lines во время взлета и посадки все электронные приборы должны быть выключены. На каждом пассажирском месте есть подробная инструкция, какими гаджетами можно пользоваться в течение полета.
Если у меня в самолете разрядился телефон или ноутбук, можно ли его как-то подзарядить?
Кабины всех дальнемагистральных рейсов Delta Air Lines оснащены розетками питания для подзарядки гаджетов, необходимо обратиться к бортпроводникам, которые всегда будут рады помочь пассажиру.
Сейчас во многих самолетах появился Wi-Fi. Вы уже ввели такую услугу? Будет ли когда-нибудь Wi-Fi в салоне бесплатным для всех?
Прогресс остановить невозможно. На всех внутренних рейсах Delta Air Lines Wi-Fi стал доступен еще несколько лет назад. На дальнемагистральных международных маршрутах эта услуга предлагается по мере установки необходимого оборудования. К концу 2015 года все маршруты Delta будут предлагать доступ к Wi-Fi. Эту услугу можно оплатить на борту. Думается, что в недалеком будущем Wi-Fi станет бесплатным.
Где в США самые красивые виды при посадке, когда обязательно нужно сесть в самолете у окна?
В первую очередь — Нью-Йорк. Хотя все зависит от метеоусловий и от того, с какой стороны самолет заходит на посадку. Если погода не создает помех, то из самолета открывается потрясающий вид на Манхэттен, особенно в темное время суток. Также в Бостоне очень красивый вид — аэропорт находится рядом с городом, и можно увидеть панораму с высоты птичьего полета.
Стоит отметить и Лос-Анджелес, при посадке по правому борту видна знаменитая надпись Hollywood. Еще интересны островные пункты назначения, например, Гавайи, когда самолет издалека приближается к острову. Можно выделить Солт-Лейк-Сити, самолет летит между гор, а затем спускается в долину, где располагается взлетно-посадочная полоса, очень красиво.