Последнее время в блогах очень часто заходит разговор о степени доверия к блогам и их авторам. Читая блоги, иногда возникает сомнение в правильности и актуальности того, что пишет автор. Это ощущение возникает как при чтении анонимных статей, когда автор неизвестен, так и в случаях когда вы (хорошо) знаете автора (может быть это даже ваш друг). Почему же автор теряет доверие своих читателей?
Ответ на этот вопрос, кажется на первый взгляд довольно прост – источники, какими пользуется автор, должны вызывать доверие у аудитории и у нее должна быть возможность обратной связи с автором. Однако возникают более сложные ситуации связанные, прежде всего с непониманием позиции или идеи автора или сам автор недоговаривает полностью раскрываемый вопрос. Самые простые примеры тут – фотография сделанная в Photoshop выдаваемая за настоящую или статья о CSS, где автор не раскрывает важную часть вопроса, и его примеры просто не работают. В случае с журналом или книгой – все просто – уважающее себя издательство обязательно оставит свои координаты и не скроется за «ником». А вот в блогах мы сплошь и рядом можем наблюдать обратную картину. Мало того, что автор скрыт за своим ником (в целом это нормально) он в добавок его меняет и скрывает свое ральное состояние и положение.
Многие не доверяют авторам, пишущим с использованием нецензурных выражений или скажем с использованием «падонковского» сленга. Но такая ситуация неправильна с той точки зрения, что доверие к информации строится исходя из ее практической значимости, хотя отрицать влияние стиля и языка написания на общий уровень доверия нельзя. Даже если автор написал статью и хорошим языком появление в дискуссии «отрицательных» моментов, развязывание в комментариях «holy war» ведет к кардинальной поляризации читателей и даже их отторжению. Многие даже постоянные посетители просто не будут «ввязываться» и, скорее всего, в будущем читателями не станут. Многие авторы блогов закрывают комментарии из за боязни «идиотов» и нецензурных выражений, но в большинстве случаев они даже не задумываются о вопросе, зачем же писать такие комментарии, если как говориться «контент очень серьезный и качественный», а механизмов отлучения «идиотов» довольно много. Здесь следует отметить, что обычно считается самым главным моментом в блоге – контент, что, на мой взгляд, не очень точное утверждение. А вот совокупность контент + комментарии + входящие (и исходящие) ссылки, т.е. дискуссия – забываются. Заметьте, что большинство современных российских сервисов даже не представляют средств для мониторинга дискуссий (единственный существующий на сегодня – Новости в блогах от Яндекса, однако если взглянете на Megite или tech.memeorandum вы поймете его некоторую ограниченность).
Отмечу, что на доверие пользователя серьезное влияние оказывают и дополнительные инструменты – такие как открытая статистика, возможность теггинга (фолксономии), оценки статей (рейтинг) и удобная подписка на обновления блога.
Здесь очень велика и степень ответственности автора. Это одна из составляющих его успеха. Даже если автор — профессионал, его безответственный подход разрушает целостность всего блога и разрывает связи с читателями. Причем под безответственностью не надо понимать только обман или аналогичные мероприятия, здесь может иметь место и отсутствие четкой для посетителя «информационной линии» блога, закрытие комментариев или их цензура без предупреждения.
Что же сделать, чтобы повысить «степень доверия» к вашему блогу?
1. Обязательно создайте страницу с информацией о себе.
2. Ведите блог от своего лица (т.е. не анонимно)
3. Ссылайтесь на источники вашей информации
4. Создайте систему обратной связи (это может быть даже просто форма отправки вам письма)
5. Не ограничивайте читателей в возможности комментирования
6. «Ведите» дискуссию — отвечайте на комментарии, это не только даст читателю ощущение присутствия в решении какого-то вопроса и его личного участия, но и придаст ему уверенности в том, что автор находится здесь, рядом, а не за глухой стеной.
7. Продолжайте дискуссию за пределами своего блога, вы – публичный человек, вас знают, а в итоге – вам доверяют.
8. Помните что ценность блога в дискуссиях, а не просто «контенте»
9. Используйте дополнительные инструменты рейтинга и подписки