Как сообщает «Коммерсант», торговая сеть «Белый ветер цифровой» (БВЦ) подала в суд заявление о банкротстве. Организация задолжала десяткам компаний более 7 млрд рублей. Среди компаний, предъявляющих финансовые претензии к ритейлеру, дистрибьютор техники Apple «Дихаус» и российское представительство Sony .
По данным «Коммерсанта», ООО БВЦ, которое управляет одноименной сетью магазинов по продаже цифровой техники, подало заявление о признании себя банкротом в арбитражный суд Ульяновской области. Оно было зарегистрировано 18 августа, а слушание по делу назначено на 18 сентября.
Журналисты выяснили, что компания перерегистрировалась из Москвы в Ульяновск. По словам экспертов по налогообложению, это было сделано для того, чтобы уйти от долгов перед налоговой службой — после регистрации компании на новом месте, налоговые органы Москвы не имеют права проводить в отношении неё проверки и накладывать штрафные санкции даже за предыдущие периоды деятельности.
Всего с начала 2014 года к БВЦ поступило более 50 исков с требованием возвращения задолженности. Самые крупные финансовые претензии в размере 456,9 млн руб. предъявляет дистрибьютор техники Apple, компания «Дихаус». Генеральный директор этой организации Юрий Родный сообщил «Коммерсанту» о своих неоднократных встречах с совладельцами «Белого ветра», на которых были достигнуты предварительные договоренности по выплатам задолженностей, которые впоследствии не были выполнены.
Также в суд обратилось российское представительство японской корпорации Sony — ЗАО «Сони Электроникс» требует взыскать с БВЦ 100,1 млн руб.
Сеть «Белый ветер цифровой» была основана в 1991 году и занималась продажами компьютеров, бытовой техники и мобильных устройств. По итогам 2013 года компания управляла 175 магазинами и занимала 16-е место в топе ритейлеров бытовой техники — об этом СМИ сообщил гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Эксперт объяснил банкротство БВЦ тем, что компания набрала большое количество кредитов в попытке расширения сети, однако бизнес оказался не готов к падению потребительского спроса.
Руководитель интернет-магазина Macov.net Николай Николаев в разговоре с заявил о том, что банкротство «Белого ветра» не стало новостью для участников рынка:
Крупные компании, вроде Sony или Apple, устройства которых распространяет «Дихаус», обычно поставляют товар после оплаты, но при устоявшихся длительных отношениях возможна и поставка без оплаты. Бренды категории B готовы на любые условия сети, только бы оказаться на прилавках — поэтому часто отгружают товар без немедленного получения средств.
Слухи о проблемах сети ходили на протяжении нескольких месяцев — поставщики заявляли о том, что компания берет товар, а затем не перечисляет за него деньги. Это говорит о том, что денег на выполнение обязательств по договорам просто нет.
Я думаю, что «Белому ветру» банально не хватило средств на то, чтобы перекредитоваться. Виной этому могла послужить и общая ситуация в стране — ЦБ отзывает лицензию за лицензией, банки становятся все осторожнее и не так охотно дают кредиты. Сложно говорить точно, но наверняка были и ошибки менеджмента компании — растраты денег на нецелевые проекты, банальное воровство и так далее.
Один из участников рынка, опрошенных журналистами «Коммерсанта», заявил, что «Белый ветер» опоздал с началом продаж в интернете и не выдержал конкуренции с магазинами, торгующими «серым» товаром.
В какой-то мере «Белый ветер», кроме прочего, можно назвать первой крупной жертвой «Яндекс.Маркета».
В августе 2014 года «Известия»
сообщали о том, что убытки российских интернет-магазинов выросли в 2013 году. По данным исследования Data Insight, East-West Digital News (EWDN) и Центра стратегических исследований Enter, в 2013 год российский рынок электронной коммерции вырос на 25% и достиг отметки 350 млрд рублей. Тридцать крупнейших онлайн-ритейлеров занимают более половины рынка.
В том же году сеть «Белый ветер» оказалась в центре
скандала — гнев пользователей соцсетей вызвала акция по платному обновлению iPhone до последней версии iOS за 777 рублей. Компания была вынуждена свернуть акцию и принести клиентам свои извинения.